Содержимое курса
Модуль 1. Введение в дизайн
Модуль "Введение в дизайн" предоставит учащимся базовые знания о дизайне как многогранной дисциплине. Мы изучим основные принципы и элементы дизайна, а также различные направления, такие как графический, промышленный и веб-дизайн. Уделим внимание процессу проектирования, включая исследование, концептуализацию и тестирование. Кроме того, we'll обсудим роль дизайна в современном мире, его влияние на повседневную жизнь и важность учитывания потребностей пользователей. Этот модуль станет основой для дальнейшего изучения более глубоких аспектов дизайна и его применения в различных областях.
0/3
Введение в профессию: «Графический и компьютерный дизайн»
Об уроке

#1.1 Сущность и понятие дизайна

В данной теме мы рассмотрим, что такое дизайн, его сущность и ключевые понятия. Дизайн — это системный процесс, объединяющий творческие и рациональные подходы, направленный на создание эстетически привлекательных и функциональных решений. Мы исследуем различные направления дизайна, его цели и задачи, а также значение пользовательского опыта и междисциплинарности в дизайне. Понимание этих аспектов позволит глубже оценить роль дизайна в нашей жизни и его влияние на окружающую среду.

Понятие дизайна, особенности и отличительные черты

Понятие дизайна

Дизайн — это процесс планирования и создания объектов, пространств, систем и процессов, который направлен на удовлетворение потребностей человека и решение конкретных задач. Он сочетает в себе как творческий, так и аналитический подход, включая элементы эстетики, функциональности и удобства использования. Дизайн охватывает множество областей, таких как графический дизайн, промышленный дизайн, веб-дизайн, интерьерный дизайн и многие другие.

Особенности дизайна

Дизайн включает в себя исследование, схематизацию, прототипирование и тестирование. Он предполагает итеративный подход, позволяющий совершенствовать идеи путем проб и ошибок.

Основной задачей дизайна является решение проблем и удовлетворение потребностей пользователей. Дизайнеры формулируют конкретные цели, которые они хотят достичь.

Дизайн ориентирован на конечного пользователя. Понимание потребностей и предпочтений целевой аудитории является ключевым аспектом на всех стадиях проектирования.

Дизайн объединяет творческие идеи с техническими и научными аспектами. Это требует от дизайнеров знаний в различных дисциплинах, таких как психология, эргономика и технологии.

Дизайн должен быть не только красивым, но и функциональным. Эстетическое восприятие работает в паре с практическим использованием, чтобы создать гармоничные решения.

Отличительные черты дизайна

Дизайн охватывает широкий спектр дисциплин, каждая из которых имеет свои специфические цели, методы и стандарты. Это позволяет дизайнерам выбирать ниши, соответствующие их интересам и навыкам.

Дизайн стремится к новаторству. Это означает, что дизайнеры должны быть открыты для новых идей, технологий и материалов, а также способны адаптироваться к меняющимся требованиям.

Дизайн часто пересекается с другими областями, такими как инженерия, психология, искусство, бизнес и экология. Это создает возможность для создания комплексных и многоуровневых решений.

Хороший дизайн оставляет долговременное влияние на общество, культуру и окружающую среду. Он может изменять поведение пользователей и образы жизни, формируя сознание и стиль жизни.

В современных реалиях дизайн всё чаще ориентируется на устойчивое развитие, что подразумевает использование экологически безопасных материалов и ресурсов, а также создание продуктов, которые не наносят вреда окружающей среде.

Таким образом, дизайн — это многогранное понятие, которое играет важную роль в создании функциональных и эстетически привлекательных решений для улучшения жизни человека.

Дизайн. Понятие дизайн. Виды дизайна.

это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленного изделия. Эти качества включают себя не только внешние черты изделия, но структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

Данное определение было сформулировано на международном симпозиуме дизайнеров в Бельгии в 1964 году.

В настоящее время термен «художественное конструирование» употребляется в качестве метода дизайна, как неотъемлемая часть общего процесса проектирования промышленного изделия, обеспечивающая удобство пользования предметом, его максимальное соответствие условиям эксплуатации, создания гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств.

Цели и задачи дизайна

Цели дизайна

Основная цель дизайна — создать продукт или решение, которое отвечает потребностям и ожиданиям пользователей, делает их жизнь удобнее и комфортнее.

Дизайн должен быть визуально привлекательным, что способствует положительному восприятию и эмоциональному отклику пользователей.

Обеспечение эффективности и удобства использования является ключевой целью. Дизайн должен быть понятным и интуитивно простым в использовании.

Современные цели дизайна также включают создание экологически безопасных и устойчивых решений, способных минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Дизайн должен способствовать разработке новых идей и технологий, продвигая границы возможного и создавая уникальные, инновационные решения.

Задачи дизайна

Проведение исследований для понимания потребностей целевой аудитории, рынка и тенденций. Это может включать опросы, интервью и анализ конкурентов.

Разработка концептуальных идей и решений, которые могут включать в себя эскизы, схемы или прототипы для визуализации конечного результата.

Создание детализированных проектов и прототипов, которые позволят тестировать функциональность и удобство использования до окончательной реализации.

Проведение тестов на пользователях для оценки эффективности дизайна и выявления возможных проблем. Собранная информация используется для доработки проекта.

Сотрудничество с другими специалистами, такими как инженеры, маркетологи и производители, для обеспечения целостности проекта и успешной реализации общих целей.

Очередная задача заключается в внедрении дизайна в практику, что может потребовать работы с подрядчиками, производственными командами и другими заинтересованными сторонами.

После запуска продукта важно отслеживать его работу и пользовательский отклик для дальнейших улучшений и корректировок, ориентируясь на отзывы пользователей и изменения на рынке.

Таким образом, цели и задачи дизайна взаимосвязаны и направлены на создание качественных, функциональных и эстетически привлекательных решений, удовлетворяющих потребности пользователей и соответствующих современным стандартам.

10 заповедей хорошего дизайна

Дитер Рамс: 10 принципов по-настоящему хорошего дизайна

Дизайн и изобразительное искусство: общее и различное.

Общее между дизайном и изобразительным искусством:

  1. Творческий процесс: Оба направления требуют творческого подхода и оригинальности. Как дизайнеры, так и художники стремятся выразить свои идеи и эмоции через визуальные средства.
  2. Эстетика: Как дизайн, так и изобразительное искусство нацелены на создание эстетически привлекательных объектов. Оба направления обращаются к цвету, форме, композиции и другим визуальным элементам для достижения красоты.
  3. Использование визуальных языков: И в дизайне, и в искусстве используются аналогичные визуальные элементы и принципы, такие как линия, форма, текстура и баланс.
  4. Влияние на общество: Обе дисциплины способны оказывать значительное влияние на культуру и общество, формируя восприятие и меняя взгляды людей на окружающий мир.

Различия между дизайном и изобразительным искусством:

   — Дизайн: Главной целью дизайна является решение конкретных функциональных задач и удовлетворение потребностей пользователей. Он ориентирован на практическое применение и создание нешаблонных решений для улучшения качества жизни.

   — Изобразительное искусство: Искусство чаще ориентировано на самовыражение и эмоциональное воздействие. Художники могут создавать произведения, которые не обязательно имеют практическое назначение, а служат для передачи идей или эмоций.

   — Дизайн: Дизайнеры, как правило, создают объекты с учетом их использования, удобства и эффективности. Это может включать в себя промышленный дизайн, графику для упаковки или интерфейсы для приложений.

   — Изобразительное искусство: В изобразительном искусстве функциональность не является приоритетом. Произведения могут быть абстрактными или концептуальными, и их ценность часто определяется культурным или эмоциональным контекстом.

   — Дизайн: Дизайнеры чаще взаимодействуют с конкретной целевой аудиторией, исследуют её потребности и предпочтения для создания оптимальных решений.

   — Изобразительное искусство: Художники могут создавать работы, ориентируясь на собственное восприятие мира, и их искусство может быть открыто для интерпретации различными зрителями.

   — Дизайн: Процесс проектирования часто структурирован и включает разнообразные этапы, такие как исследование, брейнсторминг, прототипирование и тестирование.

   — Изобразительное искусство: Художественный процесс может быть более интуитивным и свободным. Художники могут следовать собственному вдохновению, без строгих рамок и последовательности действий.

Хотя дизайн и изобразительное искусство имеют много общего в плане творческого процесса и эстетики, их цели, подходы и результаты различаются. Понимание этих различий позволяет лучше оценить роль каждой дисциплины и их вклад в культуру и общество.

История становления и эволюции дизайна.

Цели дизайна

Основная цель дизайна — создать продукт или решение, которое отвечает потребностям и ожиданиям пользователей, делает их жизнь удобнее и комфортнее.

Дизайн должен быть визуально привлекательным, что способствует положительному восприятию и эмоциональному отклику пользователей.

Обеспечение эффективности и удобства использования является ключевой целью. Дизайн должен быть понятным и интуитивно простым в использовании.

Современные цели дизайна также включают создание экологически безопасных и устойчивых решений, способных минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Дизайн должен способствовать разработке новых идей и технологий, продвигая границы возможного и создавая уникальные, инновационные решения.

Дитер Рамс: 10 принципов по-настоящему хорошего дизайна

Функции дизайна

Одна из функций дизайна — это педагогическая, под ней подразумевается — формирование гармонично развитого человека. Педагогическая функция дизайна включает в себя воспитательную и обучающую функцию дизайна.

Воспитательные функции

    • создание положительных эмоций;

    • создание выразительной художественной формы и наталкивание на определенные ассоциации;

    • реализация нравственных ценностей;

    • организация порядка.

Обучающая функция

Данная функция реализуется в процессе выполнения дизайн-проектов. Принципы дизайнерской деятельности ориентируют проектировщика на учет многочисленных факторов в едином дизайн-проекте, развивают его интегрированные способности, целостное научно-технически-художественное мышление. Методы дизайна учат дизайнера производить материальные и духовные ценности.

Направления развития образования

Гуманитарно-художественное;

Научно-техническое;

Проектное.

Дизайн-концепция

Дизайн концепция — это сформированная в тексте и эскизе идея проекта, основанная на учете ценностей и потребностей человека, для которого создается.

Структура дизайн-концепции:

    1. Контингент потребителя: материальный уровень, социальный статус;

    1. Объект проектирования: описание изделия, область применения или использования изделия;

    1. Цель и задачи проекта: для чего необходимо выполнить;

    1. Ценности и потребности потребителя;

    1. Креативная идея проекта: новшество, с помощью которого презентуется личность клиента или дизайн проекта;

    1. Описание художественного образа или проектируемых эмоций: с помощью каких материалов, деталей создается;

    1. Определение ценностей и потребностей клиента в конкретных функциях проекта.

В России всегда были нетленные ценности — добро, красота, истина. Стремление делать добро близким и чужим людям, природе — это высшая потребность человека, она развивает его духовно. Потребность в красоте не всегда безопасна для человека: стремление к красоте «красивой жизни» дорого обходится и ему, и остальному человечеству, заводит в тупик. Истина, знание развивают человека умственно, двигают цивилизацию.

Понятие эргономики

Эргономика в дизайне

Дизайн и изобразительное искусство

Дизайн и изобразительное искусство: общее и различное.

Дизайн — это система организации пространства или элементов этого пространства (объектов) под нужды человека.

От изобразительного искусства дизайн отличается тем, что:

    1. Изо — неповторимо, например, Мона Лиза (картина Леонардо да Винчи) — шедевр, потому что неповторима. В то время как дизайн должен быть доступным для повтора.

    1. Изо не имеет цели практического использования. Оно не покажет, как сделать то или это (не поможет чему-то научиться), не решит проблему, не сделает что-то более удобным. Первостепенная цель дизайна — это практическая польза или решение конкретной проблемы.

История становления и эволюция дизайна

Зарождение дизайна. Искусство прерафаэлитов. Движение «Искусства и ремесел

Экологические направления дизайна

    1. Использование экологически чистых материалов (натуральных и гипоаллергенных синтетических).

    1. Вторичное использование обновленных вещей.

    1. Использование экономической конструкции, технологии, материалов.

    1. Модульное и геометрическое проектирование.

Личностно-профессиональные качества дизайнера

Креативность:

    • высокая способность к генерации идей;

    • мобильность скорость и гибкость мышления;

    • новизна созданных образов.

Смелость:

    • легкое преодоление стереотипов, старых норм;

    • легкое начало и завершение работы;

    • отсутствие страха перед новыми материалами и технологиями.

Самостоятельность:

    • умение самостоятельно находить импульс, источник творчества;

    • способность разрабатывать технологию;

    • самостоятельный поиск профессиональной информации.

Проектная рефлексия:

    • умение анализировать источник творчества;

    • умение анализировать индивидуальны;

    • умение сформировать дизайн-концепцию.

Коммуникативная компетентность:

    • умение слушать клиента, проникнуться его потребностями и переживаниями;

    • позитивный настрой в общении;

    • умение осуществлять презентацию индивидуальности клиента и результатов своего труда

Индивидуальный стиль:

    • своеобразная графическая подача эскизов;

    • оригинальность художественных образов;

    • своеобразная манера одеватьься.

При составлении данного информационного материал использовались следующие источники:

  1. Благова Т.Ю. Теория и методология дизайна. Часть 1. Учебное пособие. — Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. — 90 с.